Культовые камни Карпат

Таким образом, к культовым ученые относят камни, которые являются предметом поклонения и содержат древние надписи, знаки, символы, стопы, чаши, рисунки, барельефы, скульптуры и др. При этом выделяют в отдельную группу историко-культурного объектов камни, служившие межевыми знаками, дорожными ориентирами т.д. Однако, такое определение культовых камней, учитывая их особенности в горной местности, требует уточнения. Подавляющее большинство культовых памятников в Карпатах созданы на скальном основании, к тому же они расположены на отдельных горных вершинах. При изучении их исследователю сразу бросается в глаза тот факт, что в одном священном месте может быть целый комплекс культовых скальных объектов в виде святилища, в другом – один – три ритуальные камни (валуна), небольшие скальные останцы. При таких обстоятельствах, священное место в виде горного скального храма-святилища предстает как большой по размерам, длительный во времени религиозный и общественный родоплеменной центр с комплексным набором структурно-композиционных элементов, в частности алтарной плиты (чаше с большими чашевидными углублениями), жертвенной ямы, наличием зооморфных, реже – антропоморфных изображений в виде наскальных рельефов или больших объемно-пространственных скульптур, а также солярных, лунарных, астральных, геометрических, линейных или крестообразных идеограмм, знаков и символов.

M_Kugutyak_-_Starozhitnosti_Gutsulschini_t1-00000015M_Kugutyak_-_Starozhitnosti_Gutsulschini_t1-00000017 M_Kugutyak_-_Starozhitnosti_Gutsulschini_t1-00000018

Характерной для святилищ является наличие камней-следовиков, сакральных тронов, чашных камней, пирамидальной или стоговатой формы глыб, расположенных на скальных вершинах, так называемых «шлифувадл» – продолговатых углублений, оставшихся от обостренных каменных топоров или ножей и т. п . Композиционным элементом карпатских святилищ выступают также воротоподобные скалы, сопровождающихся пазами и врубами для деревянных конструкций. Территория священного места иногда окружена оградой в виде невысоких каменных стен. Святилище как комплексный ритуальный объект сопровождалось рядом природных особенностей (гора, река, источник, дугообразные скалы, пещера и т.д.). Небольшие по размеру священные места периферийного характера, очевидно, были связаны с локальными местными общинами, которые проводили культовые обряды у ритуальных камней. Для них были характерны такие иконографические объекты, как жертвенный камень с комплексом чашеобразных углублений. На двух – трех других камнях или небольших скальных останцах могли быть нанесены различные графические изображения в виде знаков и символов, иногда – священный трон, стопа и т.д. Поскольку предметом рассмотрения является скальные храмы и ритуальные камни, размещенные на сакральных горных вершинах, важно кратко остановиться на так называемом культе гор, распространенный в древние времена. К тому же малоизученными до сих пор есть такие практические вопросы как критерии для выбора того или иного священного места, в данном случае горной вершины, структурно-композиционные стандарты построения скальных святилищ, набор иконок-графических объектов поклонения и т. п.

M_Kugutyak_-_Starozhitnosti_Gutsulschini_t1-00000099рис 32 рис 25 Всего размещения святилищ и жертвенников на горных вершинах не было случайным. В культовой традиции древних народов, живших в горах или у них, бытовало представление о вершинах как о нечто священном, близком к небу и богам. Исследователи отмечают, что культ гор возник еще в эпоху мезолита – неолита и был связан со значительными изменениями природно-климатических условий, хозяйственного уклада (появление земледельческих общин), сдвигов в общественном сознании. Осознание сакрального значения гор было явлением общечеловеческим. Священными считались гора Кроноса на Крите, Олимп, Осса, Пелион, Парнас, Киферон, Ида в Греции, Аркона у Балтийского моря, Зельмис в Родопах, Тайшань в Китае, Фудзияма в Японии, Мандара в Индии, Кайлас в Тибете, Хукарьи в Иране, Синай в Израиле, Арарат в Турции, Багдаола в Монголии, Килиманджаро в Африке и другие. В ряде культур гора выступала воплощением Бога. В культово-мифологической традиции некоторых народов распространенным является образ священной горы, которой не существует в природе. В сакральной космогонии индуизма и буддизма такова мировая гора Меру (Сумеру), у китайских даосов – Нефритовая гора, в исламской традиции – гора Каф, скандинавской мифологии – Вальгала, в средневековой Европе – Монсоваж. Поскольку вершины гор считались священным местом, где живут боги, то на них им строили храмы, святилища, жертвенники. Самым известным из них является храм Юпитера на Капитолийском холме в Риме, храмы Аполлона и Диониса у подножия горы Парнас, храм Соломона Иерусалимской горе. Религиозный центр даков находился на священной горе Когаионон в Карпатах на высоте 1200 м над уровнем моря. Здесь впоследствии выросла и их столица Сермизегетуза (Страбон). Сегодня это Мунчелулуй в Румынии.

M_Kugutyak_-_Starozhitnosti_Gutsulschini_t1-00000070 M_Kugutyak_-_Starozhitnosti_Gutsulschini_t1-00000067 M_Kugutyak_-_Starozhitnosti_Gutsulschini_t1-00000071

Турфирма «Окраина» http://www.okraina.com.ua/ru/tours/karpaty/

Напишіть відгук

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *