Красота гор и волшебство Рождества!

Началась наша рождественская история с вокзала. Ивано-Франковск принял нас, как для зимы, тепло – дождиком. На вокзале нас встретила Наталья. С первой встречи было понятно, что Наталья – светлый, открытый и добродушный человек. По дороге в село Космач скучать не пришлось, хотя, откровенно говоря, хотелось поспать, на улице было темно и мокро. Так вот, в автобусе уважаемый пан Леонид Андреевич на русском языке, что удивительно для этой местности, поведал нам интересный рассказ про Ивано-Франковск и область в целом. Но, природа берет своё, многие таки не удержались от соблазна вздремнуть. И вот мы в самом большом центре искусства и ремесла – гуцульском селе Космач.

Когда все вышли из автобуса, то никто не думал о высоком, все кинулись искать жизненно важные места, так называемые эко- нужники. Пока все собрались, к нам пришёл ни кто-нибудь, а Дмитро Пожоджук – космацкий голова сельского совета, журналист, писанкар, вышивальник, в общем, очень уважаемый человек!

Первое, что мы увидели – это греко-католическая церковь. С виду вроде бы не примечательное сооружение, но внутри – хранилище культуры: яркие краски, вышиванки, много тепла человеческих рук вложено в декорирование… красота неописуемая. Видно, что люди здесь с уважением относятся к вере и традициям.

Далее было ещё несколько интересных достопримечательностей и о некоторых из них вкратце: библиотека – работа народных умельцев, маленькие «каплычки», которых очень много встретишь, прогуливаясь по селу.

Да, кстати, к этому времени все уже подумывали о реальной пище и созрело огромное желание согреться. Так вот завтрак был, что ни есть, гуцульский с самогоночкой, борщецом с пампушками и баношем с грибочками, ну и конечно не обошлось без вкуснейших вареничков. Но и это ещё не всё, настроение поднимали местные музыканты и хозяюшка корчмы, которая нам спела.Грех было не станцевать под такую колоритную музыку. Что мы и сделали.

Хорошенько насытившись и согревшись, поехали мы в повозках на красивейших лошадках по гористой местности.

Первый мастер-класс по «крашенкам» был очень интересным, особенно для женской половины. Хотя мужчины не без интереса наблюдали за процессом.

Кстати говоря, группа у нас получилась интернациональная. И именно мужчины не украинской наружности принимали активное участие в создании шедевров. На фото ниже работы мастерицы Анны. Даа, такому стоит поучиться.

Следующая остановка была на мастер-классе по лепке лошадок из сыра. Народ старался, как мог лепить лошадок, но получались только уточки, колобки, дельфины и курочки.

А ещё в доме мастерицы Алёны вся группа примеряла на себе гуцульские наряды жениха и невесты.

И на закуску оставалось только побывать у мастера по изготовлению музыкальных инструментов Богдана, который, как оказалось, самоучка с золотыми руками. Все мы окунулись в прекрасные мелодии села Космач, в исполнении мастера.

P.S.: У 2013 р. в ніч з 3 на 4 лютого о 3 ночі загорілася майстерня Костюка Богдана. Прошу людей, котрі читають ці рядки помолитися за Богданове натхнення до відновлення майстерні.

Не могу не рассказать про сюрпризы, которые погода преподносила нам. В этот день (4 января) было как будто в ноябре. Травка зеленая, луга как будто только после уборки и слегка срывался снежок.

Денёк выдался длинным, увлекательным и уже очень хотелось увидеть свою гостиницу. По дороге в отель, подумалось мне: «всё-таки как приятно познакомиться с интересными, открытыми, душевными и талантливыми людьми, которые живут далеко от цивилизации и просто радуются каждому мгновению своей жизни».
День второй был многообещающим. Нас ожидал пеший подъём (14 км длинной) на вершину, которая называется «Писаный камень» (дохристианское святилище гуцулов). Так вот, на вершину с утра собиралось, ни больше, ни меньше, 8 человек… и это из 28 возможных!

В автобусе, по дороге до старта прогулки, Зленчук Иван Михайлович (уважаемый человек, экскурсовод) поведал нам про историю «Писаного камня», о том, как правильно нужно обращаться к давнему святилищу с просьбами и желаниями.
Стоит упомянуть про погоду, которая опять-таки радовала. Ветер был не сильный и шёл небольшой снег, что было очень приятно для прогулки по горам.

Итак, подъём начинала вся группа. Самые решительные шли впереди во главе с Ярославом (наш проводник), который жил в ближайшем селении. Первые 2 км нашего пути преодолели все. Вот некоторые виды, которые открывались нам по пути. В итоге решительных стало намного больше, аж 20 человек, включая двух мальчиков 6 и 9 лет! Вот фото15 нашей команды с вершины. Красота гор, которая открывается с вершины, просто неописуемая.

Спустившись, все были счастливы и очень голодны. В селе нас обогрели, накормили. Этот поход подружил нашу группу. Собравшись все вместе, поехали мы в гости к Ярославу и его семье, которая занимается изготовлением различных изделий из овечьей шерсти. Можно сказать, что на радостях мы скупили всю хату и счастливые поехали в отель.

День третий – поездка на Буковель. Кататься на лыжах, кроме меня, никто не умел. Так что этот день я провела одна, но от этого эмоций не стало меньше. Ведь когда я каталась на лыжах по красивейшим склонам, то дух захватывал. Вернувшись к ребятам, я прочитала на их лицах просто сумасшедший восторг и море положительных эмоций, ведь они впервые катались на лыжах.

И опять же про матушку-природу. Оказалось мы просто везунчики. Ведь за 2 дня до нашего приезда здесь совершенно не было снега. И за эти два дня он выпал в таком количестве, что мы смогли отлично провести время. Вот такие чудеса.
Вечером вся наша группа с Натальей и нашим замечательным водителем Юрием собралась на рождественский сочельник. Все блюда были постные и очень вкусные. Такой вечер был впервые у меня в жизни. К нам пришла семья гуцулов, которая показала свои обычаи. Было очень приятно окунуться в ту атмосферу, которой живёт этот замечательный народ с давних времён. А ещё, традиционно, в этот вечер к нам приходили детки в костюмах пастушков (мальчики) и ангелов (девочки). Они пели колядки. Вечер был очень тёплым и душевным.
Рождество Христово! Самый чудесный праздник года. С утра на душе было радостно и спокойно. Природа как будто радовалась со всем миром. Снег мягко спускался с небес и легко ложился на землю. Сказка седьмого января начиналась…

После завтрака народ разделился по интересам, так как собраться нам нужно было к 12 дня. Я, девчонки из Москвы и парочка из Кривого Рога пошли вместе в церковь села Верховина на службу. Конечно же это деревянная старая церковь, которая благодаря местным жителям практически не изменилась со времен создания. Побывав на службе, пошли гулять по городу. Так мы и добрели до автобуса.
И вот мы приехали в замечательное место с. Крыворивня. Первым, что мы увидели, выходя из автобуса, – это колядники, все они были одеты в национальные костюмы. Эти люди привлекали внимание своей светлой энергетикой.

Поднявшись в церковь, нам удалось немного постоять на службе. И когда мы вышли на улицу, вокруг церкви стояло огромное количество партий колядников. Все они ждали батюшку, который их благословит. И вот появляется батюшка. И на удивление всех, за ним выходит семья нашего экс-президента во главе с Виктором Андреевичем. От такой неожиданности все были в восторге. А мы с девчонками умудрились стать в самом центре внимания – позади батюшки и семьи Ющенко. В общем, мы получили колоссальный заряд положительных эмоций, что словами выразить сложно.

Когда батюшка благословил всех музыкантов, а их было не меньше ста человек. Началось несравнимое звучание большого количества трембит, скрипок и колокольчиков. Было ощущение, что я попала в сказку.
После такого водопада положительных эмоций, казалось бы, чего ещё ожидать. И произошло вот что. Есть в нашей группе влюблённая парочка из Кривого Рога Максим и Таня. Так вот, возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы (той самой, где всё и происходило) Максим сделал предложение своей девушке Танюше. Радости у меня стало в два раза больше, это просто как фейерверк в конце праздника! Когда ребята вернулись в автобус, мы все дружно поздравили их.

В отеле, после обеда, пришла партия колядников. Под музыку они славили рождение Христа, пели колядки, рассказывали стихи и исполняли желания. У меня возникло одно особенное желание для Максима и Танюши – это пожелание счастливого будущего. Но они и про меня не забыли, пожелали мне любви и счастья. Вот на такой радостной ноте все пошли отдыхать до ужина.

Честно говоря, для меня такого потока положительной энергии оказалось много. Поэтому все два часа я провела в своём номере, набиралась сил, ведь впереди ещё было много интересного.
Настало время праздничного Рождественского ужина, на который были приглашены музыканты. Гуцульская кухня была на высоте! Немного перекусив, минут эдак десять, несколько человек во главе с водителем Юрием (ребята назвали его лучшим аниматором) с охоткой окунулись в гуцульские танцы. А танцы эти не простые, так закружили, что у-ух! И вскоре все стали танцевать под звуки гуцульской и украинской музыки.

В полночь практически все разошлись, и осталось только несколько человек, конечно Максим и Таня тоже были в этом числе. Благодаря хозяюшке отеля – Зоряне, мы смогли ещё и напоследок спеть в караоке. Так закончилась сказка седьмого января.
Вот и последний день путешествия. Время пролетело не заметно. В этот день мне даже не хотелось слушать экскурсовода, не то чтоб пройтись тропой Довбуша. Все силы были потрачены вчера. Да, чуть не забыла, в этот день стояла чудная погода, даже светило солнышко.

Вся группа ехала в одном вагоне в направлении Киева, поэтому мы расстались на следующий день. Да, грустно было расставаться с открытыми и душевными людьми, с новыми друзьями, красотой гор и волшебством Рождества!
Отдельно хочется поблагодарить руководителя Наталью от тур фирмы «Окрайна», которая сопровождала нашу группу на протяжении всего времени. Она делала всё возможное для того, чтобы каждый из нас чувствовал себя комфортно, а путешествие стало увлекательным и незабываемым. Так же огромное спасибо водителю Юрию, с которым было комфортно и совершенно безопасно ездить по извилистым дорогам Карпат. С благодарностью хочется сказать, что без теплой атмосферы, царившей в отеле «Повница», невозможно представить полноценный отдых. Спасибо хозяевам гостиницы за прекрасную атмосферу и вкусную еду.
P.S. Если Вы хотите окунуться в Рождественскую сказку, то Вы её нашли!
Ребята, делитесь своими впечатлениями :)…
Елена Проценко (туристка тура: «Рождество в Карпатах 2013»)