Терношорские святилища

Село Снидавка Косовского району
Название Достопримечательности: камень Довбуша, Голова Довбуша
Расположение: южный склон горы Терношора, вблизи поселка Безулька села Снидавка.
Накопление гигантских каменных глыб светло-серого ямненского песчаника находится в урочище Терношоры на высоте 720 м. Вдоль южного склона горы, где находится Камень Довбуша, с востока на запад протянулась горизонтальная продолговатая речная терраса шириной от 50 до 100 м, которая образовалась примерно 11 тысяч лет назад. Однако активизация горносозидательных процессов побудила реку Безулька, которая протекает с южной стороны в 150 м от скал, пойти вглубь и пробить в породе новые ворота прорыва, что сформировало современный, уникальный в геологическом отношении, ландшафт. Изогнутое русло реки придает террасе овальную форму.рис 1рис 4рим загрис 5Гора Терношора упоминается в «Географическом словаре» (Варшава, 1892) как гора Ternyszora. «Словарь» подает географическую и геологическую характеристики местности, в частности отмечает, что гора Терношора расположена неподалеку горы Игрец (1311 г.) и является частью его хребта. «Терношоры, — вершина в Карпатах коломыйских в Косовском уезде, относится к гряде Игрец, поднимаясь к северо-востоку от главного хребта этого гряди. Памятник имеет сложную структуру. Условно все нагромождения скал можно разделить на три уровня. На первом из них, который имеет около 15 м высоты и подступает к террасе, расположены два больших по размеру камня со следами обработки. Камень, расположенный в 10 м от основного массива, внешне напоминает усеченный конус (высота более 2 м), поверхность которого покрыта крупными сколами. Такие обособленные камни, находящиеся на определенном расстоянии от основной группы мегалитов, обнаружены на ряде святилищ. Они играют роль метки, визиря в наблюдениях за светилами.рис 6 Особый интерес представляют две вертикальные плиты, которые вместе образуют круг гигантских размеров. «В этот день Солнце взошло в проеме между двумя выступлениями горы в направлении визирного камня и большого круга. В течение короткого дня святилище оставалось освещенным, а граница между светом и тьмой проходила через визирный камень. По кругу, на высоте примерно 4 м, в скалах обнаружены трехметровой длины пещеру трапециевидной формы. На ее стенах обнаружены кресты, ромбы, угловые композиции, а также знаки, напоминающие букв М, Т.

рис 12 рис 13 рис 14

С обеих сторон вдоль аллеи нависают камни. Один из них лежит посередине, напоминая вырезанную из камня стопу длиной 1 м, шириной 0,6 м, расположенную в направлении движения. Через несколько метров вверх слева от тропы находится фаллический камень. Общая его высота — 1,8 м. Передняя часть, которая достигает метра, выделена из массива. Вершина камня очерченная прорезанными двухсантиметровыми горизонтальными линиями, образуют круг.рис 15

В Карпатах сохранились каменные фаллические идолы, которых в народе называют чертовыми пальцами, козлокамнями. Во многих древних народов вертикально поставленные каменные столбы (менгиры, обелиски) представляли собой фаллический символ, объединявший небо и землю (фаллос Урана), олицетворял животворную силу природы, ее плодовитость. Вера в плодоносящие возможности сакральных камней-менгиров (от бретонских слов – men – «камень», hir — «длинный») бытовала среди европейских крестьян еще в XIX в. Академик Б. Рыбаков, ссылаясь на «Слово святого Григория» (начало XII в.), доказал существование у древних славян культа небесного бога Рода, творца жизни, который бросает на землю «грудь» – дождь, от которого рождаются дети, возрождается земля. Рода изображали четырехликим в виде фаллического идола. Его символом был бык. Над камнем нависает скала гигантских размеров, обожженная огнем.рис 18

Змей-ящер-смок как противоречивый мифологический персонаж распространен в Карпатах. Его изображение выковано на камнях, а гигантские каменные статуи до сих пор стоят в горах. Уместно вспомнить, что известный исследователь галицкой старины А. Шнайдер в своих краеведческих записках отмечал, что у горы Игрец в урочище Волосянка «откопан большой камень, который имеет подобие смока». Третий уровень начинается проходом между двумя камнями в восточной части достопримечательности.рис 22

Он охватывает весь верхний ярус культовых камней и составляет около 15 м высоты. Двигаясь по спирали вверх, тропа снова выводит на южную сторону комплекса к подножию грубо высеченного из скалы гигантской каменной антропоморфной статуи в виде беременной женщины.рис 23 рис 24 рис 25 рис 26Ее общая высота — более 10 м, из них 2,4 м составляет голова. Ширина фигуры посередине достигает 3 м, однако резко сужается к подножию. Ее основа лежит на поперечном четырехметровом продолговатом постаменте, который имеет незначительный наклон. Несмотря на общий схематизм изображения женской фигуры, у нее очерченные голова, грудь, спина, правая рука, расположенная между грудью и животом. Голова статуи размещена на высеченных из монолита «шеи» — постаменте. В основе голова имеет 1,5 м ширины и стоит на трех ножках-опорах. Выдолбленные две сквозные ниши, которые образуют опоры, имеют округлую форму и расположены перпендикулярно друг к другу. Ширина одной из них — 0,25 м соответствует высоте, вторая — шире и выше.

рис 29 рис 30Голова, которая является вершиной всего мегалитического комплекса, очень повреждена эрозией. Она не имеет четких черт лица, а скорее его стилизованную форму. Вместе с тем глава имеет своеобразно очерченные лики.

рис 31 рис 32Феномен искусственной деформации черепа символизировал культ Великой Богини. Продолговатый тип женской головы обнаружен на Гарбузовском святилище. На голове Терношорского идола прослеживаются контуры носа, уха, вертикальные линии. Северная сторона напоминает поднятую к небу голову с широко открытым ртом. Иконографический тип трипольских терракотовых богинь подан в схематично-обобщающем стиле в виде стоячих фигур с поднятой головой и открытым ртом.рис 33 рис 34

По подсчетам вес головы статуи достигает 8 тонн, а фигуры в целом — у 140 тонн. Терношорское святилище сопровождает богатая легендами традиция. В частности, в окружающих селах бытует легенда о великанах передпотопных временах. Редкой ее разновидностью является легенда, записанная в селе Яворове, что у Снидавка, о девушке-великане, принесшей на ладони для матери троих людей и волов, которые пахали землю. Ответ матери, такие маленькие люди будут после великанов (даже 12 человек вместе молотить в печи), имеет эсхатологический смысл и отражает представления древнего населения края о постепенной физической деградации людей перед концом света. Исследователи европейских мегалитических памятников относят легенды о великанах к остаткам религиозных представлений эпохи неолита. По легендам, в день летнего солнцестояния (22 июня), на игрища в долину Игрец собирались лесные духи, а также звери. Польский исследователь К. Мошинский в работе «Народная культура славян» (Краков, 1934) обращает внимание на то, что в Карпатах местное население называет игрищами круги, вытоптанные духами, которые танцуют. Анализ этнографического материала и топонимических данных, наличие вблизи культовых камней дают основания считать забавы в долине Игрец элементом древней дохристианской обрядовой традиции, связанной с весенне-летними культами. Древний обычай устраивать народные игры по случаю прихода весны, Троицы и Купала в долине Игрец неподалеку от Терношорских камней сохранился до XIX в. Известный писатель и этнограф С. Винценз описывает их так: «Весной, как только начинают зеленеть почки и березы, а шишки начнут краснеть под верхами, сходились парень на ровной и пространной долине Игрец. Здоровались радостно, уже издалека перекликались, кричали, «вивкалы», паля рядом из пистолетов. Рассказывали себе о своей зимовке, пили, пели, танцевали… »

Турфирма «Окраина» http://www.okraina.com.ua/ru/tours/karpaty/

 

Напишіть відгук

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *